Зареница
Приветствуем Вас
на сайте
"Зареница"

* * * * *
Вы можете оставаться
гостем, но будет
гораздо приятнее, если Вы
войдёте под своим
логином или пройдёте
процесс регистрации.

Славяне, Славянское творчество, Абсурды христианства, Славянская здрава, Славянская кухня, Волшебный язык Славян, Славянская магия
 
ПорталПортал  ФорумФорум  ЧаВоЧаВо  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Последние темы
» Если родновер (славянский язычник) умер...
Вс 30 Июл - 11:23 автор Кречет

» Рассказы Евгения ЧеширКо
Ср 8 Фев - 17:59 автор Кречет

» Подлинное сказание о зловянах.
Сб 4 Фев - 16:49 автор Кречет

» Фильм "Викинг" .
Ср 11 Янв - 21:00 автор Кречет

» Картины художника Андрея Шишкина.
Вс 1 Янв - 21:59 автор Кречет

» Хлеб-соль и клюква
Вт 29 Ноя - 10:49 автор Кречет

» Калитки с картофельной начинкой.
Вс 30 Окт - 17:34 автор Кречет

» О празднике Хеллоуин.
Вс 30 Окт - 17:29 автор Кречет

» Бигос.
Вс 23 Окт - 17:33 автор Кречет

Поиск по Славянским сайтам
Праздники славян

Поделиться | 
 

 Венчание у деревьев.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Кречет

avatar

Сообщения : 270
Дата регистрации : 2013-01-03
Возраст : 39
Откуда : Коломна

СообщениеТема: Венчание у деревьев.   Ср 10 Авг - 19:03


В XVII веке атаман Степан Разин, взяв в свои руки власть на Дону, запретил христианские храмы и богослужения, и желающих вступить в брак приказал венчать возле верб: «запретилъ на Дону быть и строить Церкви православныя и стихи духовные пѣть, выгналъ поповъ и велѣлъ вѣнчать людей къ браку около вербовныхъ деревъ» [1].

Известно, что народ считал Разина за чародея и чернокнижника, а потому все верили, что его не могут держать ни стены, ни железо. По этой причине, казаки, после ареста Разина в Черкасске, сковали его освященной цепью и содержали в церковном притворе, вполне надеясь, что только сила святыни уничтожить его волшебство. Цепи эти, тяжелые наручники с заклепками, которыми руки были скованы назади, и толстая цепь для туловища и до сих пор находятся вделанными в правую сторону притвора Старочеркасского собора [2].

В былинах и сказках иногда можно встретить отражение архаичной традиции, когда центром обряда венчания становится языческий символ, чаще всего какое-то определенное дерево:

"... А и хошь ли, Добрыня, женитися?
Возьмешь ли, Никитич, меня за себя?» —
«А право возьму, ей-богу, возьму!
и дам те, Марина, поученьице,
Как мужья жен своих учат».
Тому она, Марина, поверила,
Обернула его добрым молодцом,
По-старому, по-прежнему,
Как бы сильным могучим богатырем,
Сама она обернулася девицею:
Они в чистом поле женилися,
Круг ракитова куста венчалися ..."
(Былина "Добрыня и Маринка")

" ... А и тута Дунай сын Иванович
Тому ее слову обрадовался,
Думает себе разумом своим: «Служил я, Дунай, во семи ордах,
В семи ордах семи королям,
А не мог себе выжить красныя девицы,
Ноне я нашел во чистом поле
Обручницу-сопротивницу».
Тут они обручалися.
Круг ракитова куста венчалися ..."
(Былина "Дунай Иванович")

У юж. славян при удаленности церкви или от сутствия священника бытовало нецерковное венчание. Жених с невестой (в случае умыкания или после церковного В. ) венчались под дубом (серб.), трижды обходили вокруг дуба (Витеб., Воронеж.). В вост. Словакии после венчания жених хватает невесту под мышку, и они три раза «венчаются» (ta se triraz zvinсеlі) — оборачиваются кругом. У македонцев молодых, при домашнем венчании, ставили перед очагом лицом на восток (Пиринский кр) [3].
У старообрядцев, если родители не давали согласия на брак, парень с девушкой садились на лошадь, отправлялись к заветному дубу, объезжали его кругом три раза, и брак считался заключенным [4].
Возможно, дохристианский обряд венчания происходил возле дерева и включал в себя троекратный обход или обора чивание по солнцу: ср. мотив мирового древа в свадебных песнях, относящихся к венчанию [3], например:

"По-край моря синего, ..
Тут стояла верба золота.

По корень вербы золоты
Обегали черны соболи,

Посередь вербы золоты
Облетали ясны соколы,

Как поверх вербы золоты
Тут стоял да и белый храм".

Часто проявления язычества давали о себе знать в годы смут, когда сопротивление церковным правилам рассматривалось как форма борьбы против власти. Вот и Степан Разин, захватив власть на Дону, велел желающим вступать в брак венчаться не в церкви, а около верб [4].

Борьба с официальной церковью, как элемент борьбы против власти отражена и в отрывке песни «Нас пугали Пугачём», посвященной крестьянской войне 1773—1775 годов, под предводительством другого донского казака- Емельяна Пугачева:

"Нас пугали Пугачом, да,
Он кормил нас калачом, да, 2раза

Государь нас бил с плеча, да,
Пугач дал нам калача, да, 2раза

Пугача мы испугались
И ко церкви собирались,
И ко церкви собиралися, да.
Мы иконам поклонялись
И кресты мы целовали,
И кресты мы целовали, да.

Но пришёл Емелюшка,
Пришла его неделюшка,
Пришла его неделюшка, да.

Голытьба тут догадалась,
К Емельяну собиралась,
К Емельяну собиралася, да.

Позабыли про иконы,
Про кресты и про поклоны, да.
Про кресты и про поклоны, да.

Всё пельмени да блины.
Веселились туто мы,
Веселились туто мы, да.

А попов всех на костры
И пузатых под бастрык*, да. (*большая жердь)
И пузатых под бастрык*, да ..."

Песня была записана этнографом и искусствоведом Львом Христиансеном в 1956 г. в Курганской области. По данным фольклориста, историка, ураловеда В.П. Бирюкова, записано 11 января 1949 года в гор. Челябинске от сотрудницы гостиницы (уроженки села Казённая Статья, Альменевского района, Курганской области) Натальи Степановны Гладких (1897 г.); песню эту она заучила в детстве в селе Кусай, Альменевского же района. Эта песня, по всей видимости, современница пугачевского восстания [5]. Но, может быть, была сложена позже [5]. Однако смысл и интонации о пугачевском восстании, бунтарском духе народа того времени хорошо иллюстрирован в ней.

Интересно, что старообрядцы составляли харизматическое ядро в воинстве Разина, Булавина, Пугачева. К ним как к революционной силе апеллировали лидеры российской оппозиции [6]. С. Разин в 1652 путешествовал в Соловецкий монастырь на Белом море [7]. Предписание С. Разина своим казакам,- церквей не строить, на церковные службы не ходить, церковное таинство брака заменить венчанием около вербы, аналогично стереотипу поведения некоторых толков беспоповского направления старообрядчества. В старообрядчестве пребывало фактически все казачество. Даже приближенный ко двору атаман Донского войска М.И. Платов являлся активным старообрядческим адептом. По-видимому, через парадигму старой веры следует объяснять дихотомию бунтарского духа и воинского служения отечеству казаков [6].

Отголоски обычая венчаться у деревьев неожиданно напомнили о себе после революции, когда молодые, желая обойтись без церковного венчания, боялись сказать об этом родителям. Они уезжали из деревни как будто бы в соседнее село — в церковь, но, не доезжая туда, останавливались в лесу, слезали с повозки и обходили с зажженными свечами вокруг ели. В народе о тех, кто обходится без церковного брака, до сих пор говорят: «Их венчали вокруг ели, а черти пели» [4] (ср. также пословицы: рус. «Венчать вкруг ели, куста» (шутливо о невенчанных; Даль 2 1:331), бел. «Абвёу вакруг елі, i чэрці ім пелі, абвёу вакруг дуба, ды й няхай будзе люба» (могилев., Прык.2:33)) [3].
----------------------------------------------------------------------
1. Ригельман 1840: 61; [с. 312]Афанасьев 1868: 325.
2. Е. П. Савельев. Степан Разин и народные песни о нем.
“Донской Литературный сборник”, выпуск II, 1910 г.
3. Толстой Н.И. (ред.) Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5 томах.
4. Левкиевская Е.Е.- Мифы русского народа.
5. В.П. Бирюков. Урал в его живом слове.
6. Сулакшин С.С. История России. Учебник для учителя.
7. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники.

Вернуться к началу Перейти вниз
 

Венчание у деревьев.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Зареница :: Историческое прошлое Руси :: Историческое прошлое Руси-