Зареница
Приветствуем Вас
на сайте
"Зареница"

* * * * *
Вы можете оставаться
гостем, но будет
гораздо приятнее, если Вы
войдёте под своим
логином или пройдёте
процесс регистрации.

Славяне, Славянское творчество, Абсурды христианства, Славянская здрава, Славянская кухня, Волшебный язык Славян, Славянская магия
 
ПорталПортал  ФорумФорум  ЧаВоЧаВо  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Последние темы
» Если родновер (славянский язычник) умер...
Вс 30 Июл - 11:23 автор Кречет

» Рассказы Евгения ЧеширКо
Ср 8 Фев - 17:59 автор Кречет

» Подлинное сказание о зловянах.
Сб 4 Фев - 16:49 автор Кречет

» Фильм "Викинг" .
Ср 11 Янв - 21:00 автор Кречет

» Картины художника Андрея Шишкина.
Вс 1 Янв - 21:59 автор Кречет

» Хлеб-соль и клюква
Вт 29 Ноя - 10:49 автор Кречет

» Калитки с картофельной начинкой.
Вс 30 Окт - 17:34 автор Кречет

» О празднике Хеллоуин.
Вс 30 Окт - 17:29 автор Кречет

» Бигос.
Вс 23 Окт - 17:33 автор Кречет

Поиск по Славянским сайтам
Праздники славян

Поделиться | 
 

 Указы о запрещении колдовства на Руси.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Кречет

avatar

Сообщения : 270
Дата регистрации : 2013-01-03
Возраст : 40
Откуда : Коломна

СообщениеТема: Указы о запрещении колдовства на Руси.   Пт 10 Июл - 22:20


В России осуждалась и преследовалась любая магическая практика и колдовство последовательно запрещалось духовными и светскими властями. Каноническую основу позиции к колдовству составили переводные византийские Номоканоны (Кормчие), содержащие различные патристические сочинения и определения поместных и вселенских соборов.


С ХVI в. статьи о колдовстве появляются и в светском законодательстве, в частности, в постановлениях Стоглавого собора 1551 г. С ХVII в. преследование колдовства приобретает регулярный характер и сохранилось значительное число следственных дел. Борьба с народной религиозностью являлась составной частью программы очищения церкви, обновления православия, которую разделяли несколько патриархов. Патриарх Филарет, стремившийся воссоздать идеализированную им церковь времен Стоглавого собора, жестко наказывал нарушителей церковной дисциплины и предпринимал меры по истреблению неканонической литературы. Наиболее полное развитие идеи исправления церковной традиции получили в период патриархата Иосифа, и их формирование обычно связывают с так называемыми «ревнителями древнего благочестия».


В 40-е г. ХVII в. последовала серия указов, нацеленных на укрепление благочестия5, в том числе в 1648 г. указ царя Алексея Михайловича о запрещении «бесовских игрищ» и колдовских ритуалов


Интересно, что годом раньше статья о наказании колдовства была опубликована в составе переводного памятника, не имеющего законодательного значения: «Учение и хитрости ратного строения пехотных людей» И. Вальдгаузена (М., 1647). Но в столь важном юридическом кодексе, как Соборное Уложение 1649 г., отсутствует непосредственное осуждение колдовской практики. На колдунов могли распространяться статьи Уложения об «умысле» на государево здоровье и о «богохульниках».


Представленный ниже царский указ 1653 г. продолжает линию указа 1648 г., но связан по времени с другим патриархом, только что вступившим на престол Никоном. Его церковно-обрядовая реформа призвана была в том числе усилить духовный контроль в обществе, и тема колдовства, безусловно, была актуальна для этого направления.


Важно отметить, что при всей многочисленности указов и статей о колдовстве единой санкции за применение магии установлено не было. Каноническое право предписывало различные по тяжести епитимьи вплоть до отлучения от церкви. В «Учение и хитрости ратного строю» речь шла о сожжении колдунов. Уложение 1649 г. устанавливало сожжение «богохульников». Другие документы светского законодательства говорили о телесных наказаниях.


В указе 1653 г. первоначально, судя по черновому отпуску, нарушителям указа грозили кары государства, но не оговаривалось какие именно. Очевидно, при составлении грамот произошла конкретизация санкций и было внесено правило сожжения. Важно отметить, что в указе говорилось о нанесении ущерба колдовством, но возможность колдовства еще не выводилась из связи с дьяволом. Эта линия была продолжена в законодательстве первой половины ХVIII в., где были объединены нанесение ущерба, связь с дьяволом и сожжение. Таким образом, указ 1653 г. не только дает возможность воссоздания более полной картины законодательной базы в ХVII в. в преследованиях колдовства, но и проясняет источники законодательства последующего столетия.


1653 (161) г., января 14. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении колдовства и хранения отреченных книг и заговоров


161 генваря 14
Указал государь послать грамоты во все в те городы, которые ведомы в Розряде [велеть в городех воеводам и приказным людем]9
Въдомо государю учинилося, что в городъх и в уездех и в селех и в деревнях многие незнаючие люди, забыв страх Божии, [смертнои] и не помятуя смертнаго часу, коренья держат и травы отравные и теми кореньми и отравными людей портят многими розличными порчами и заговорные еретические [держат] отреченные книги держат и костьми ворожат. И государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, // милосердуя о тех погибших заблужих душах, велет им свои государев милостливой указ известить, хто с нынешнего ево государева указу от таких злих богомерских дел не отстанут, о[т]реченых и еретических книг заговорных не сожженных преж и хто учнет коренья держать и травы держать и траву чинить и костьми ворожить, хто учнет к ворожом ходить и тем злым людем, врагом Божиим, того б государь великои жестоко казнил без пощады [и домы]


1653 г., 9 февраля. Грамота на Тулу с указом о запрещении колдовства


От царя, государя и великого князя Алексея Михайловича на Тулу Осипу Уварьевичу Сухотину.
Как к тебе ся наша грамота придет и ты на Туле всяких чинов служилым и жилетцким людем у приказные избы сказати не одиножды и в торговые дни велел биричем прокликати не по один день.
Въдомо нам учинилось, что на Туле и в Тульском уезде многие незнающие люди, забыв страх Божии, и не помятуя смертного часа, и не чая себъ вечные муки, держат у себя отреченные и еретические и годателные книги и писма и заговоры и коренья и отравы, и ходят к вядуном и к ворожеямь и на гадателных книгах костьми ворожат. И тъмь кореньемь и отравы и еретическими заговоры многих людей портят и от тое их порчи многие люди мучатся розными болезньми и помирают. И мы, великий государь, милосердуя о тъхь погибшихь и заблудшихь // душахь, которые такое злое дъло делают, не помня страха Божия, велель имь нашь государев милостливои указ сказати, чтоб они с нынешнего указу от таких от всьх злыхь и богомерских дъль отстали, а у ково какие отреченные и еретические писма были и они б тъ писма сожгли и в нынешний в Великои пость ко отцомь духовнымь приходили безо всякого сумнения и впредь никаких богомерскихь дъль не держали и ть отреченные и еретические писма и заговоры и гаданья и книги и коренья и травы пожгли и к ведуномь и к ворожеямь не ходили и никакова ведовста не держались и костьми и инымь ничьм не ворожили и людей не портили.


А которые люди с сегоднешнего указу от такихь злыхь и богомерскихь дель не отстануть и от отреченных и еретическихь книг и писмь и коренья // и отравы не сожгут и после нынешнего нашего указу отреченные и еретические книги и писма и коренья и отравы учнут у себя держать или учнут к вядуном и к ворожеямь приходить или ведовства какова держатца или костьми или инымь чъмь учнут ворожит или которые учнут людей портить и по нашему указу такихь злыхь людей и врагов Божиихь велено во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть [в кострах жечь] безо всякие пощады и домы ихь велено разорить до основания, чтоб впредь такие злые люди и враги Божии и ихь злые дела николи не воспомянулись.
А как на Туле всяких чинов людем наш указ скажешь и ты б о том к нам отписал с ыными нашими делы. Писано на Москве лета 7161 февраля в 9 день.


1653 г., марта 13. Отписка воеводы г. Карпова об объявлении именного указа о запрещении колдовства.


Государю Царю Алексею Михайловичу холоп твои, Самошка Исупов, челом бьет.
В нынешнем, государь, во 161 году февраля в 27 день прислона твоя государева грамота в Карпово ко мне, холопу твоему, за приписью твоего государева дьяка Григорья Ларионова.
А в твоеи государеве грамоте написоно:
Велено мнъ, холопу твоему, сказать карповцам всяким служилым и жилецким людем у приказныи избы не по один день и в торговые, государь, дни велел беричем прокликать не по один же день.
Что в польских и в украинных городъх и в уездех многие незнающие люди, забыв страх Божии и не паметуя смертного часу и не чая себъ // за то въчные муки держат отреченные и еретические и годателные книги и писма и заговоры и коренья и отравы и ходят к ведуном и к ворожеям и на годателных книгах костьми ворожат и тъм кореньем и отравы и еретические ли наговоры многих людей на смерть портят и от тое их порчи многие люди мучатца розными болъзнми и помирают.
И карповцы б, государь, всяких чинов служилые и жилецкие люди и их жоны и дъти с нынешнево твоиво государева указу от таких ото всъхь злых и богомерских дел отстали.
А у ково какие отреченные и еретические писма были и они б тъ писма сожгли и в нынешнеи Великои пость ко отцем духовным приходили безо всякого сумнения и впред никаких богомерских дъль не держались. И тъ б, государь, // отреченные и еретические книги и письма и заговоры и годательные книжки и коренье и травы пожгли и к ведуном и к ворожеям не ходили и никокова ведовства не держались и костьми и иным ничъмь не ворожили и людеи не портили.
А которые, государь, люди с сево твоево государева указу от таких злых и богомерских дъль не отстанут и отреченных и еретических книг и письм и коренья и отрав не сожгут и после, государь, нынешнего твоиво государева указу отреченные и еретические книги и письма и коренья и отравы учнут у себя держать или учнут к ведуном и к ворожеям ходит или ведовства какова держатца и костьми или иным чем учнут ворожит или которые учнут людеи портит и по твоему государеву указу // таких злых людей и врагов Божиих велено вь струбах зьжечь безо всякие пощады и домы их велено розорить до основанья чтоб, государь, впред токие злые люди и враги Божии и злые их дела николи нигде не воспомянулись.
И я, холоп твои, тот твои государевь указ всяких чинов собрав многих людеи, в торговои день скозал тово ж числа февраля в 27 и в ыные, государь, торговые дни не по один день биричем кликат велъл же.


*****************************


Оригинал взят у История Рязанского края: Неизвестный Указ 1653г. о запрещении колдовства в рязанских и других городах

Вернуться к началу Перейти вниз
 

Указы о запрещении колдовства на Руси.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

 Похожие темы

-
» Санкт- Петербург.
» Все о прививках, опасной возможности АУТИЗМА наших детей
» Медитация Мандала
» Гомеопатия- верить или нет?
» Популярно о гомеопатии. Книга Н. Волосовой. "Неизвестная гомеопатия"

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Зареница :: Историческое прошлое Руси :: Историческое прошлое Руси-